Оглавление


Как мы понимаем мир

«Информационный экран» в сознании
Канва общих представлений
Поведение зависит от информации
Алгоритм поведения
Мысленное моделирование человека


«Информационный экран» в сознании

Многообразие мира предстаёт перед человеком в виде множества явлений. Явление - это часть реальности, отличимая от всего прочего.

Явления - это очень разнообразное множество, вбирающее в себя всё наше восприятие мира, всё знание. Это и конкретные предметы, и части предметов, и свойства. Это группы однородных предметов, отличающихся от прочего: сосны, деревья, животные, люди, горы, реки. Это закономерности, взаимосвязи различных явлений. Земля, небо, погода, климат, пространство, время, размер, форма, подвижность, запах, тень, сознание, память, эмоции - всё это примеры различных явлений. Из примеров видно, что в целостной картине мира явления входят друг в друга, пересекаются, переплетаются, сочетаются.

Для любых явлений, о чём бы ни шла речь, характерна устойчивая определённость. Благодаря устойчивой определённости поколения людей постигают явления окружающего мира, приобретают умение различать их, дают им обозначение средствами языка, передают друг другу знания о явлениях.

Наибольшее значение для человека приобретают те явления, которые тесно связаны с практической деятельностью людей и с жизнедеятельностью человеческих сообществ. Явления вычленяются из реальности, очерчиваются, исследуются и воспроизводятся «эстафетой поколений» в соответствии с практическими надобностями.

Не так уж важно, является ли то или иное явление частью естественной - природной - реальности, или искусственной, создаваемой и поддерживаемой усилиями людей. Способность различать явления окружающего мира имеет фундаментальное значение для выживания человека, поскольку разные обстоятельства требуют от людей различного поведения.

Человек реагирует на внешние условия, опираясь на имеющуюся информацию. Хотя мы имеем дело с материальными объектами, наше поведение определяется не самими объективными обстоятельствами непосредственно, а той картиной представлений о них, которая имеется в нашем сознании. В голове человека формируется своего рода информационный экран, отображающий обстановку, который служит посредником между человеком и реальными явлениями. Чего нет в мысленной картине, то не будет учтено человеком при выработке поведения.

Обычно мы не замечаем экрана-посредника, поскольку мысленные образы предметов с этого «экрана» привычно следуют за реальными объектами, сливаясь с ними. Органы чувств постоянно посылают в мозг информацию, которая используется для дорисовывания, уточнения мысленной картины, для её «движения» вслед за реальным движением. При этом каждый объект сливается со своим отражением в сознании.

Но нетрудно обнаружить в обыденной жизни и случаи нестыковки образа с объектом, которые доказывают, что мысленные образы есть нечто отдельное от реальных объектов, существующее наряду с объектами, только не в реальности, а в человеческом сознании. Например, в бюро забытых вещей мы по памяти даём словесное описание утерянных перчаток.

Недостоверные мысленные образы объектов оборачиваются иногда ошибками поведения.

Мы можем азартно ударить ногой по мячу, якобы вылетевшему с поля у юных дворовых футболистов, не подозревая, что озорные мальчишки нарочно выложили на тротуар этот рваный мяч, насыпав в него для забавы песку. Расплатой за несоответствие наших представлений реальности окажется ушибленная нога.

Несовпадение окружающей действительности с её отражением на нашем «информационном экране», случается, что и говорить. И приводит время от времени к ошибкам поведения. Однако чаще «информационный экран» приносит людям громадную пользу. В мысленных образах реальности текущие сведения от органов чувств дополнены тем знанием, которое уже имеется у человека. В итоге мы не просто ощущаем реальность сейчас, сию минуту, но в большинстве случаев заранее знаем, что нас ждёт на «обратной стороне Луны», как поведут себя наблюдаемые предметы в следующий момент времени, какую тяжесть ощутим мы, когда возьмём в руки данную вещь, и т.д. и т.п.

Мы привыкли к всегдашнему мысленному моделированию ситуации, которое происходит автоматически и незаметно для нашего внимания. Эта прогнозирующая работа сознания очень велика, она играет важную роль во взаимодействии человека со средой; без неё человек не был бы человеком.

Канва общих представлений

Очень важным моментом является то, что умозрительная картина мира, которая формируется сознанием, опирается и на те колоссальные знания, которые человек получил от сородичей, когда ребёнком перенимал у взрослых приёмы восприятия мира, усваивал упорядоченное смысловое богатство языка, постигал в школе, в институте, в жизни множество разных знаний и навыки мышления.

Умозрительная картина реальности опирается на приобретённое межчеловеческое знание. Поэтому неудивительно, что реальность в сознании оказывается разбита на те же самые отдельные явления, что и у других людей, овладевших данным знанием, данным понятийным языком. Как правило эти межчеловеческие понятия выверены многолетним массовым употреблением, удобны для понимания реальности и практической деятельности. Единообразное мысленное расчленение реальности в сознании людей делает возможными обмен информацией и слаженное коллективное поведение.

«Мы думаем словами», говорят иногда. На самом деле мы думаем образами, смыслами слов, понятиями, логикой языка. Словесная форма удобна для выражения мыслей, но это лишь форма. Заметим, что наши мысли становятся понятны другим людям благодаря общепонятности слов, общепонятности смысловых значений, общепонятности логики.

Кто не слышал ударной либерально-пропагандистской фразы «Все люди разные»? Как видим, в плане мысленного разбиения реальности на составные части (а также сборки из частей мысленных моделей) значение имеют не столько особенности индивидуального сознания, сколько общий язык, общее знание, общие навыки мышления.

Мысленная картина реальности в сознании каждого человека является индивидуальной копией канвы общих представлений, которая совместно поддерживается людьми. Копия может отличаться от общей канвы, но постоянные взаимодействия с людьми и объектами реальности побуждают нас поддерживать такую степень соответствия наших индивидуальных представлений общепринятым, которая гарантирует взаимопонимание и согласованность поведения.

В современном мире канва общих представлений служит необходимым фильтром, избавляющим людей от обмена заведомо общеизвестной либо заведомо неадекватной информацией.

Поведение зависит от информации

Мы уже показали на примере (мяч с песком), что поведение человека строится с учётом той информации, которой он располагает. Мы знаем, что мысленная картина ситуации формируется с привлечением ранее накопленных знаний, и что в этой картине реальность разбита на отдельные явления так, как это принято между людьми.

Но конечно же мысленная картина реальности в сознании человека - это не россыпь образов-явлений. В этой картине вся явления упорядочены. Мы знаем сходства, различия, соотношения, связи между явлениями. Среди множества явлений нам известны наиболее важные, ключевые для распознавания ситуации. Внимание человека, благодаря его знаниям и практической натренированности, схватывает в первую очередь именно такие явления. По отдельным характерным признакам мы легко опознаём различные знакомые предметы, классифицируем ситуации, догадываемся о намерениях людей, с которыми взаимодействуем. В дальнейшем, при более подробном мысленном моделировании, принимаются в расчёт и менее значимые явления.

Возможности внимания человека ограничены. Нам не под силу, к примеру, воспринимать речь двух одновременно и независимо говорящих людей. Перегрузка внимания приводит к быстрому утомлению сознания. Однако люди могут длительное время сохранять работоспособность, удерживая под контролем сложные меняющиеся обстоятельства. Это удаётся благодаря экономному распределению внимания по деталям знакомой обстановки. Причём навыки распределения внимания тоже в значительной мере перенимаются у сородичей, как и знания.

Заметим, что для обыденных, привычных, типичных ситуаций у нас имеются готовые образцы поведения, приводящего к желаемому результату. Такое стандартное (нормативное, типовое) поведение хотя и контролируется сознанием, но в привычных условиях осуществляется в значительной мере машинально, автоматически. Оно не обременяет нашу психику и понятно окружающим. В то же время мы можем творчески разнообразить, комбинировать поведенческие приёмы, вырабатывать свой индивидуальный стиль, если это не создаёт проблем во взаимодействии с окружающими.

Поведение (человека) - это всякое объективное проявление человека. Для поведения характерно то, что его можно наблюдать со стороны. Действие и бездействие, сон, устная и письменная речь, - всё это примеры поведения. Работа сознания, не возымевшая никаких материальных последствий, поведением не считается.

Обычно поведение человека имеет определённую направленность, нацеленность на какой-либо результат. Кроме того, поведением считается также бездействие, вызванное растерянностью, поступки в состоянии аффекта, бездумные машинальные действия.

Мы уже говорили, что поведение человека должно определённым образом соответствовать обстоятельствам. Без этого невозможно удовлетворение материальных потребностей, уклонение от опасностей, парирование угроз, воспроизводство, развитие.

Адекватное реагирование на обстоятельства жизни - это жизненная необходимость как для отдельного человека, так и для человечества в целом. Приспосабливание поведения к внешним условиям (адаптация) есть объективная закономерность существования людей.

У человека в отличие от животных адаптация поведения к условиям существования происходит не только за счёт выработки поведенческих навыков, но в большей мере за счёт накопления знаний. Повышается предсказуемость ситуаций, возникает возможность планировать и осуществлять более целенаправленное, более результативное поведение. От элементарных самоочевидных действий человек постепенно переходит к программам (алгоритмам) поведения, для которых характерны многошаговость и контроль. Всё это позволяет людям совершенствовать технику и наращивать свою власть над условиями существования.

Алгоритм поведения

Алгоритм поведения - это описание конкретного поведенческого процесса, направленного на достижение определённого результата, в форме рациональных представлений, в виде последовательности элементарных поведенческих действий (шагов). (Обыденное поведение хотя и не требует дотошных печатных инструкций, но всё же подразумевает определённый мысленный план, «алгоритм в уме».) Последовательность действий, заданная алгоритмом, может включать наряду с собственно поведением ещё и операции отслеживания меняющейся обстановки. В алгоритме могут задаваться условия, при которых данный шаг не следует выполнять. Благодаря этому последовательность реально выполняемых действий может подстраиваться под изменчивую реальность.

К примеру, наполовину забитый гвоздь изогнулся и в таком виде уже не отвечает назначению. Приходится прервать забивание, вытащить злополучный гвоздь и заменить другим, либо разогнуть.

Поведенческий процесс и сам может выступать причиной изменения обстановки. Притом как желательного, на которое направлен данный процесс, так и нежелательного, например, при поведенческом сбое, при неучёте каких-либо обстоятельств, при возникновении помехи. Возможность предусмотреть в алгоритме корректировку последовательности шагов в зависимости от желательных и нежелательных изменений обстановки называют обратной связью.

Пример: в ответ на наше воспитательное воздействие ребёнок не исправляет своего поведения, а наоборот, усугубляет нежелательную направленность. Вероятно стоит поглубже вникнуть в ситуацию и поискать более подходящий путь.

Реальное поведение реальных людей практически всегда включает в себя учёт текущей обстановки, то есть, обратную связь.

Алгоритмы поведения - удобная форма для широкого распространения и воспроизводства разнообразного поведенческого и научно-технологического опыта. Научные работы, конструкторская и технологическая документация содержат помимо прочих знаний также алгоритмы поведения, заданные теми или иными описательными средствами.

Наглядным примером алгоритмирования поведения может служить следующий анекдот:

- Вы, я знаю, программист. Как бы вы описали алгоритм приготовления чая?
- Берём чайник, наливаем воду, кипятим, засыпаем в заварочный чайник заварку, заливаем кипятком, даём настояться минут пять.
- А если вода в чайнике уже имеется?
- Выливаем воду. Таким образом сводим задачу к предыдущей.

Мысленное моделирование человека

Среди образов, составляющих картину мира в нашем сознании, центральное место занимает арсенал мысленного моделирования человека. Не будь у нас возможности предвидеть в уме поведение людей, мы все оказались бы перед лицом непредсказуемой реальности, поведенческого хаоса.

Поведение человека мы моделируем в уме двояко:

От того, какого поведения мы ждём от других людей, зависит и наша собственная линия поведения во взаимодействиях с этими людьми.

Представления о человеческой сути, о предназначении человека, о повадках людей, о национальных, классовых, профессиональных и иных особенностях составляют основу мировоззренческих представлений. На этом поприще не прекращается пропагандистская борьба интересов в диапазоне от «вечных тем» до анекдотов, от великого до смешного, от возвышения и укрепления до унижения и растления.

В простейшем случае мы просто прикладываем типовые образцы поведения к себе и к другим участникам взаимодействия. И снова нужно отметить, что люди для нас при этом вовсе не разные, что от другого человека мы ждём такого же поведения, какое сами осуществляли бы на его месте. Нам скажут: «типовые образцы», «стадное чувство»... Как это примитивно и скучно! На это следует ответить, что мы не против эмоциональной приподнятости и творческой новизны поведения, однако ситуация ситуации - рознь. Далеко не во всяких взаимодействиях мы согласны скучную типовую предсказуемость приносить в жертву агрессивной эмоциональной приподнятости.


—————
¯¯¯¯¯

—————
¯¯¯¯¯

—————
¯¯¯¯¯

—————
¯¯¯¯¯

—————
¯¯¯¯¯

—————
¯¯¯¯¯

—————
¯¯¯¯¯

—————
¯¯¯¯¯

—————
¯¯¯¯¯